Пазилова В. П. Магия «Голубых Гор»

 

Книга Е.П. Блаватской «Загадочные племена на Голубых Горах в дебрях Индии» впервые появилась в 1883 году в московском журнале «Русский Вестник». После шумного успеха, сопровождавшего публикацию первого вышедшего в России сочинения Е.П.Б. «Из пещер и дебрей Индостана», издатель журнала М.И. Катков охотно предоставил его страницы новому произведению талантливой Радды-Бай. Под этим псевдонимом были изданы обе книги, написанные по-русски, в то время как большинство теоретически-философских трудов Е.П.Б. были написаны на английском языке. «Загадочные племена», как и «Из пещер и дебрей…», принято считать путевыми очерками, повествующими об экзотических краях и обычаях населяющих их народов. Однако, хотя увлекательные и глубокие описания труднодоступных областей горной Индии сделали бы честь любому этнографу, их содержание этим не исчерпывается. Обе книги содержат ряд идей, важных для Теософского Общества, основательницей которого в 1875 году стала Е.П.Б.

Напомним, что одна из задач Теософского Общества формулировалась так: «Противодействовать материализму и теологическому догматизму любыми возможными способами, демонстрируя существование в природе оккультных сил, неизвестных науке, и наличие психических и духовных сил в человеке; пытаться в то же время расширить кругозор спиритуалистов, показывая им, что существуют другие, многие другие феномены, помимо «духов умерших».

«Загадочные племена на Голубых Горах» содержат полемику как с «неофобией» догматической науки, так и с ограниченностью и узостью спиритизма. Надо заметить, что указанная тема была близка Е.П.Б. и по личным причинам: с ранней юности она была, выражаясь современным языком, сильнейшим экстрасенсом.

Вот как она вспоминала об этом: «Медиумство — несчастье, болезнь. Безопаснее человеку со слабой волей попасть в общество воров, пьяниц и мошенников, нежели сделаться центром или постоялым двором для кикимор, которых вы называете громким именем «духов» и поэтизируете. …Я была до 25 лет сильнейшим медиумом и была хуже всякой больной в жёлтом доме.

…Но меня спас Учитель от худшего в 1886 году, когда исчезли после страшной восемнадцатимесячной болезни все признаки медиумизма, и я узрела Истину, которой поклоняюсь до сих пор. Мне под 60 лет, и я до сих пор не могу вспоминать без содрогания о том времени и до сего дня несу кару безумия медиумства молодости».

Тысячелетиями известные человечеству загадочные психофизические явления (телепатия, внушение, телекинез, телепортация и т. д.), неведомая область, которая называется оккультизмом, игнорировались позитивистской наукой, как не достойные внимания или несуществующие вовсе. Поэтому Теософское Общество взяло на себя неблагодарный труд привлекать к этим феноменам внимание общественности, побуждая таким образом учёных к исследованиям в этой таинственной области. Невнимание науки к этим феноменам и особенно отрицание самого факта их существования способствовало пышному расцвету самых грубых форм спиритизма в Европе и Америке. Отсюда — страстность полемики со спиритами на страницах «Загадочных племён». Е.П.Б. не ставит под сомнение существование колдовства и чар. Загадочные племена тоддов (белых магов) и муллу-курумбов (чёрных колдунов), которые рождаются, вырастают, живут и умирают в атмосфере колдовства, чья повседневная жизнь пронизана общением с невидимым миром, показаны Е.П.Б. с предельной этнографической точностью.

Неведомые науке психические способности человека, возможности его духовного развития, таинственная связь существ, которая покоится на ином порядке вещей, чем та природа, которая имеет в своём основании законы пространства, времени и причинности, — вот главные проблемы «Загадочных племён».

Отдельное издание этой книги традиционно включает в себя текст записок «Дурбар в Лахоре. (Из дневника русской)», посвящённых описанию жизни, быта, истории, религиозных верований и обычаев этой провинции северной Индии.

В настоящем издании сохранены наиболее характерные особенности орфографии и пунктуации автора.

 

Пазилова В. П. Магия «Голубых Гор» // Е. П. Блаватская.
Загадочные племена на «Голубых горах». — М.: Сфера РТО, 1994. С.3-4.

Комментарии запрещены.