Пазилова В. П. Путешествие в мир Е. П. Блаватской

 

Наверное, нет необходимости представлять современному российскому читателю Е.П. Блаватскую (1831-1891). Её творчество после более чем полувекового запрета вернулось на Родину, которую она, волею судеб с ней разлучённая, так сильно любила. Среди многообразного её наследия — философского, научного, публицистического, художественного — есть две книги, стоящие как бы особняком. Обычно их называют путевыми очерками, а «Британская Энциклопедия» именует их «добропорядочными сочинениями Е.П.Б.» — видимо, в отличие от других, бросавших вызов догматизму религии и науки. Это написанные по-русски — «Из пещер и дебрей Индостана» и «Загадочные племена на Голубых Горах», к которым примыкает «Дурбар в Лахоре» и небольшое «Письмо из Индии», с которого и началось сотрудничество Блаватской с журналом «Русский Вестник», в котором были опубликованы все эти книги.

Публикуемая нами повесть написана в жанре записок путешественника, разворачивающих широкую панораму древней и загадочной страны. Группа путешественников, согласно дневнику Г. Олькотта, состояла из трёх человек, а именно из Е.П.Б., самого полковника и Мулджи Текерси. Их сопровождал слуга Бабула.

В книге, помимо перечисленных, по «пещерам и дебрям Индостана» путешествуют ещё двое англичан, три «знакомых индуса», позже к ним присоединяются ещё двое, в том числе загадочный и могущественный Гулаб Лалл Синг, про которого «ходят слухи», что он Радж-Йог, посвящённый в тайны сокровенных знаний древней Индии. Эта таинственная фигура выступает как бы проводником европейских искателей истины в подлинную Индию, в её таинственное и грандиозное прошлое, в её сокровенную мудрость.

Кто он, этот таинственный Гулаб Лалл Синг? Литературный герой или… Учитель Е.П.Б., Махатма, Гуру?

В пользу последнего предположения говорит диалог, происшедший между Вс. С. Соловьёвым и Е.П.Б. в Париже в 1884 году: «— Надолго ли вы здесь? — спросил я. — А и сама не знаю… Хозяин послал… — Какой хозяин? — Мой Хозяин, Учитель, Гуру мой, ну назовите его хоть Гулаб Лалл Сингом из «Пещер и дебрей Индостана».

В пользу того же предположения свидетельствует и следующее обстоятельство. В издании, иллюстрированном фотографиями, представлен портрет Махатмы М. с подрисуночной надписью, гласящей: «Один из великих учителей (Махатма)». В книге Махатма М. не упоминается, тогда с какой целью дан его портрет? Не потому ли, что Гулаб Лалл Синг и Махатма М. — одно и то же лицо?

Однако дотошный полковник Олькотт на полях принадлежавшего ему экземпляра «Пещер…» написал: «Учителя не видели»…

Но вот что писала сама Е.П.Б. в одном из писем к А. Синнету: «Я писала рассказы, основываясь на фактах, которые происходили в разных местах с живыми людьми, только переводила их слова… Разве я писала дневник?.. Так же было и с моими «Русскими письмами» из Индии. Разве мне надо было сообщать географические названия и т. п. так, чтобы эти письма служили путеводителем по Индии? Я описывала факты, как они были, называла действующих участников событий, но в этом литературном произведении я соединила события, происходившие в разные годы, и описала некоторые феномены, показанные Учителем в разное время…»

Впечатления от первых путешествий по Индии составляют содержание XI-XIV глав книги, но они вкраплены и в другие главы. Ей удалось рассказать о событиях двадцатилетней давности так живо и искренне, что образ рассказчицы словно раздвоился, и сквозь черты зрелого, мощного, «знающего» Человека явственно проступает облик юного существа, каким она была в годы своих духовных исканий. Так кто же повествует нам о «пещерах и дебрях?» Блаватская ли это? Да, это она, но не автор «Разоблачённой Изиды», не основательница Теософского Общества, не та, что сама стала для многих Учителем, не та, что «знает», а та, которая учится у Гулаб Лалл Синга, чтобы обучать.

Одной из задач Теософского Общества было ознакомить общество с эзотерическими учениями, противодействовать материализму и теологическому догматизму, демонстрируя присутствие в природе неизвестных науке оккультных сил и наличие в человеке нераскрытых психических и духовных возможностей, сделав их предметом изучения.

Пропаганда Теософских идей в России? Да нет, скорее — рассказ о пути великой русской женщины в поисках Истины.

Впервые книга вышла в свет в Москве в 1883 году. В последующие годы в «Русском Вестнике» увидели свет новые главы. В 1912 году в Петербурге вышло новое издание, включающее все главы, но с многочисленными купюрами, составляющими значительную часть текста. Подготовленная нами книга представляет собой первое отдельное издание полного текста повести, включая уже упомянутое «Письмо из Индии».

В издании сохранены основные особенности орфографии и пунктуации автора.

 

Пазилова В. П. Путешествие в мир Е. П. Блаватской
// Е. П. Блаватская. Из пещер и дебрей Индостана. — М.: Сфера РТО, 1994. с 3-4.

Комментарии запрещены.