Цырков Б. М. Две школы мысли

 

В рядах организованного теософского движения на протяжении ряда лет существовали две школы мысли, сильно отличающиеся друг от друга.

Одна из них основана, прежде всего, на трудах Е.П.Блаватской, главной основательнице Теософского общества, и высказываниях её Учителя в оккультной иерархии. К ним можно добавить множество очерков и статей, написанных некоторыми прямыми учениками Учителей, зачастую под их собственным руководством.

Другая школа базируется на заявлениях о психических исследованиях и ясновидческих откровениях нескольких персон1, которые были приняты лишь на основании их же собственных слов без каких-либо дополнительных подтверждений и не были проверены никем, из имеющих на то полномочия авторитетов. Учения этих двух школ различны и очень часто противоречат друг другу по самым разным важным вопросам. По самой своей природе они не могут быть согласованы.

Личные предпочтения изучающих в отношении того или иного «авторитета», подлинного или объявленного, конечно, никакими гарантиями не являются, и поэтому не могут быть решением вопроса о природе или последствиях того или иного подхода к предмету оккультизма. Требуется нечто большее, чем эмоциональная реакция или склонность упускать из виду главное и игнорировать фундаментальные различия.

Вполне вероятно, что в движении, подобном нашему, в независимости от того, в какую историческую эпоху оно бы не существовало, время от времени будут возникать лица, чьи психические склонности послужат основой для претензий на якобы особое знание. И всегда найдутся группы последователей, дающих им эмоциональную поддержку, у которой только одна цель — поддержка любой ценой, лишённая какой-либо разумной основы или независимого анализа высказанных претензий. Такова, по-видимому, судьба всех оккультных и псевдо-оккультных движений, истории которых дошли до нас пусть и не во всей полноте.

Любопытный комментарий относительно человеческих заблуждений в целом и психо-ментальной неопределённости некоторых учеников теософии — это то, что издательства в рамках организованного теософского движения продают без разбора разные книги, принадлежащие двум упомянутым выше диаметрально противоположным школам, и часто рекламируют их на одной и той же странице своих публикаций. Учитывая этот факт, следует рассмотреть и проанализировать вовсе не беспочвенные обвинения некоторых враждебных критиков в том, что организованное движение не заинтересовано в распространении истины (как оно её понимает), а всего лишь торгует книгами на общие оккультные темы.

Однако существует очень важный факт, который изучающим не следует упускать из виду. Он имеет отношение к науке и научным открытиям и разработкам последних лет.

Так случилось, что десятки самых современных выводов науки о природе и структуре Вселенной поддерживают и подтверждают многочисленные тезисы, включённые в работы Е.П.Блаватской и её Учителей. Вместе с тем те же самые выводы идут в разрез и дезавуируют заявления идут в разрез и дезавуируют заявления исследователей-психиков и результаты их исследований. Это факт, который имеет первостепенную важность, и все изучающие теософию должны обратить на него самое пристальное внимание.

Последние достижения в области астрономии, химии, антропологии, биологии и, прежде всего, в новой развивающейся области — парапсихологии, представляют собой длинный перечень открытий и теорий, которые были предвосхищены в «Тайной Доктрине» и других актуальных трудах из высших оккультных источников. Вместе с тем научные достижения и выводы поставили под сомнение и психические спекуляции, характер которых уже в течение ряда лет вызывал подозрения.

В наблюдении этого факта содержатся и серьёзные предостережения.

Было бы жаль, если бы читатель пришёл к совершенно необоснованным выводам, что нельзя верить заявлениям экстрасенсов и ясновидцев на том основании, что они якобы всегда неправы. Это не верно.

Психическое видение может быть объективным и надёжным, но только в случае тех редчайших людей, которые прошли серьёзную оккультную подготовку, может быть даже более чем в одной жизни, под руководством компетентного Учителя, являющегося истинным посвящённым. Много людей обладает психическим видением или психической чувствительностью того или иного типа. Много тех, кто в той или иной степени является ясновидящим или яснослышащим. Но подавляющее большинство из них не знает, что они видят или слышат, и делает поспешные выводы, приписывая то, что они чувствуют, совершенно неправильным причинам и интерпретирует это в соответствии с той или иной теорией или любимой иллюзией, которая больше всего соответствует их склонностям и эмоциям. Отсюда и ненадёжность, в остальном приветливых и дружелюбных людей, претендующих на роль хранителей высшего знания.

Единственный путь, которым истина может быть отсеяна от многочисленного мусора психического характера, так быстро как хотелось бы самим ученикам — это спокойный анализ учений двух указанных выше школ. Сравните их высказывания на основные оккультные темы. Примите во внимание их последствия. Не делайте поспешных выводов на основе неполноценного исследования. Выясните, являются ли суждения, предложенные на рассмотрение, логичными, разумными и универсальными, сочетаются ли они друг с другом в гармоничное целое, следуют ли одно из другого, поддерживают ли друг друга. Если этого нет, то не выносите своего суждения и оставайтесь внимательны. Может потребоваться более длительное исследование, прежде чем вы сможете прийти к выводу, который удовлетворит вас во всех отношениях.

Накануне столетия современного теософского движения мы призваны очистить атмосферу теософии от прискорбных заблуждений и следовать за истинным учением, как за священным даром, который нам завещан.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Речь идёт об Анни Безант и Чарльзе Уэбстере Ледбитере. — Прим. Г.Г.Косырева.

 

Публикуется по:

Boris de Zirkoff. Two Schools of Thought.
// Theosophia, Vol. XXVIII, № 1 (127), Summer 1971. P.3-4.

Перевод Германа Косырева

 

Обсуждение закрыто.