Цырков Б. М. Cчастливого Нового года!

 

Наш старый друг Янус — двуликий бог времени и повторяющихся циклов, привратник небесных обителей открыл врата ещё раз и впустил нас в новый круг из двенадцати месяцев. Самое время подвести итоги и составить список традиционных новогодних пожеланий, которые так часто даются и почти никогда не выполняются.

Наши новогодние поздравления адресованы всем, и мы возлагаем огромные надежды на дальнейшее расширение нашего движения и вечных учений в мире, остро нуждающемся в них, вне зависимости от того знает он это или нет.

Однако наши пожелания не только общего плана. Они совершенно конкретны и направлены на интересы движения в целях сохранения его здравомыслия в будущем и его стабильности в самый разгар психического хаоса.

В последние несколько лет теософское движение демонстрировало нарастание борьбы между фундаментальным учением и основными принципами эзотерической философии, выдвинутыми первооснователями, с одной стороны и потоком психических капризов и церемониальной магии, которые в течение ряда лет охватили определённые его части, с другой стороны1. Это прекрасный симптом, и наша искренняя надежда на то, что эта борьба продолжится, линии фронта будут чётко очерчены и, что тем самым будет ускорен и последующий катарсис — очищение общего движения. Если движение хочет выжить как духовно-мотививированное предприятие на благо человечества, то должны быть отмечены основные различия между подлинной теософией и псевдотеософией, а существующему беспорядку идей брошен вызов.

Жизненно важное будущее движения настоятельно требует от всех нас ощутимых перемен и битв с психическими и ментальными облаками, которые омрачают небо уже много лет. Среди наших пожеланий на Новый Год есть те, которые можно ясно сформулировать.

Желаем:

1) Чтобы все ученики ещё более ясно осознали различие между изначальным духовным посланием основателей, то есть традиционным учением теософии, которое отражено в их работах, и массой психических заблуждений, астральных видений и ритуалистических ловушек, которые поставили под угрозу здравомыслие движения и отвратили от него тысячи людей. Давайте чистить наши Авгиевы Конюшни и давайте делать это сейчас, прежде чем неизвестная, но удивительная сила сделает это вместо нас с гораздо большей скоростью и намного меньшей мягкостью!

2) Чтобы знающие люди выполнили масштабный процесс прополки печатной литературы движения с решительным упразднением книг и брошюр, отражающих путанность сознания, незнание истинного учения и сектантский уклон — вводящие общественность в заблуждение вместо того, чтобы просвещать её. Давайте сосредоточим наши совместные усилия на трудах, которые являются главными и останутся такими навсегда, и которые каждой своей частицей перейдут в будущие века! И давайте распространим эти труды по всем библиотекам мира!

3) Обеспечить более активное участие в работе движения входящей в его ряды молодёжи. Основополагающее учение теософии, особенно выраженное в современных терминах и подкреплённое научными фактами, имеет для молодого поколения сильную притягательность. Поэтому приток молодёжи возможен, но это напрямую связано с представлением теософии в терминах разума, здравого смысла, научного подхода, — полностью лишённых религиозного или сектантского уклона, догм или принятия желаемого за действительность. Давайте дадим молодому поколению, которое есть в движении, больше влияния, предоставим возможность для продвижения среди молодёжи новичков. Пускай поэкспериментируют с идеями, которые они могут предложить нам для проведения работы и распространения учения! И давайте предоставим возможность некоторым из восьмидесятилетних уйти на покой, чтобы у них было достаточно времени для размышлений о собственных молодых годах, и о том, что вышло из их собственных мечтаний прошедших лет. Это займёт их на целый день.

4) Чтобы всеобщими усилиями навсегда избавились от догматизма, нетерпимости и сектантства в теософских рядах. В Теософском Обществе нет никаких догм, никаких кредо, никаких формуляров и установленных правил поведения ни для кого. Это означает свободу в действии, основанную на свободе мысли, которая должна сохраняться любой ценой и проявляться в нашей жизни с каждым нашим вдохом или выдохом. Наше организованное движение не имеет верований, которых необходимо придерживаться, поэтому ему не могут быть прописаны никакие символы веры. Оно не предписывает вегетарианства как ключ, открывающий двери в Нирвану, и не объявляет курение проклятием. Блаватская и полковник Олькотт ели мясо каждый раз, когда хотели, и мало того что Блаватская сильно курила, так ещё и один из Адептов, который был действительным основателем этого движения, находил наслаждение в курении трубки. Попытка установить любые догмы в этом движении равносильна отказу от его основополагающих свобод и низведению до уровня секты. Давайте избавимся от этого пугала!

5) Чтобы теософское движение направило серьёзные усилия на воспитание влиятельных и убедительных лекторов из общественной трибуны, ораторов достаточно квалифицированных, способных излагать истинное учение простым языком в атмосфере дружелюбия, юмора и сочувствия, с трогательной силой и энтузиазмом, рождённых убеждением. Теософская трибуна не для вялых, размытых, желчных речей, тошнотворных извинений или оправданий того, что теософия должна существовать вообще. При этом она и не место для блестящих трибунов, которые произносят собственные речи, имеющие такое же отношение к теософии или целям этого движения как человек на Луне. Теософская трибуна должна законно принадлежать теософским ораторам, позволяющим вдохновлённой ими публике разойтись по домам с несколькими дорогими для них возвышенными мыслями, применимыми в повседневной жизни.

Вот некоторые из наших пожеланий движению.

Счастливого всем Нового Года!

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Речь идёт об инициативе и псевдотеософии Анни Безант и Чарльза Уэбстера Ледбитера. — Прим. Г.Г.Косырева.

 

Публикуется по:

Boris de Zirkoff. … And a Happy New Year.
// Theosophia, Vol. XXII, № (105), Winter 1965-1966. P.3-4.

Перевод Германа Косырева

 

Обсуждение закрыто.